1.1.3. Актуальность логистики в условиях экономики Украины
Актуальность логистики
в современных условиях
В условиях перехода экономики Украины к рыночным
отношениям значимость логистики возрастает. Можно выделить пять факторов,
определяющих актуальность логистики в период перехода к рынку.
1.Экономический
фактор. В современных условиях на первый
план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и
издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать
экономические интересы производителя продукции и ее потребителя.
2.Организационно-экономический
фактор. В условиях рынка, по мере
возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы
товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы
управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия
предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.
3.Информационный
фактор. Рыночная экономика способствует
развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных
отношений, взаимообуславливают друг друга. Информатика наиболее тесно связывает
рынок и логистику, поскольку ее предметом, средством и составляющей
логистических процессов являются информационные потоки.
4.Технический
фактор. Этот фактор проявляется в том,
что логистика как система, ее субъекты и объекты управления развиваются на
основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и
компьютеризации управления.
5.Государственная
поддержка процессов товародвижения. В
современных условиях возникает задача регулирования процессов товародвижения не
только на уровне предприятий, но и в масштабах регионов, а также в национальном
масштабе.
Высокая актуальность внедрения логистики связана
с интенсификацией и расширением в нашей стране товарно-денежных отношений, с
увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием
производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности
предприятий и организаций.
Влияние логистики на развитие
рыночных отношений
Требования логистики к организации и управлению
материальными потоками с момента изготовления продукции до ее производственного
потребления способствуют развитию связей между поставщиками и потребителями
продукции. В интересах улучшения собственных экономических показателей
поставщик стремится и к обеспечению интересов партнер√потребитель, и к
улучшению условий для развития договорных отношений по поставкам продукции.
Следуя логистическим подходам и развивая
горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в
процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки и доставки
продукции с наименьшими затратами. Методы логистики выступают надежным
инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.
Важнейшим условием реализации требований
логистики является поиск резервов снижения затрат на заготовку, складирование,
разгрузку, погрузку и отправку продукции. Сокращение затрат на
транспортно-складские операции во многом определяет выигрыш в конкуренции и
лидерство в системе рыночных отношений.
Развитие и внедрение механизма логистического
управления постоянно связано с привлечением резервов финансовых и всех других
видов ресурсов. От эффективности функционирования всех звеньев логистической
системы и достигаемой при этом экономии ресурсов зависит в целом успех экономической
реформы, развитие рыночных отношений.
Многообразие логистических операций и услуг позволяет
значительно расширить возможности коммерческо-посреднических организаций по
обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции. Существовавшие
ранее оптовые базы и организации преобразуются в посреднические организации
комплексного обслуживания, которые оказывают предприятиям самые разнообразные
логистические услуги.