ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ (factor analysis) - раздел
многомерного стат. анализа. Ф.а. имеет ряд практических приложений в
логистике, включая анализ хоз. деятельности торговых пр-тий,
прогнозирование значений экономических показателей и т.д.
ФАС (FAS-free alongside ship) базисные условия
поставки, согласно которым производится поставка товара продавцом на
пристань вдоль судна, указанного покупателем. Продавец при этом не
обязан производить погрузку товара на борт судна. Покупатель с этого
момента оплачивает все расходы и несет все риски гибели или порчи
товара. Покупатель должен выполнить все необходимые таможенные
формальности, зафрахтовать судно и оплатить фрахт.
ФЕДЕРАЛ-ЭКСПРЕСС (Federal Express) - фирма,
осуществляющая ускоренную доставку заказной корреспонденции,
бандеролей, мелких отправок и т.п. Основанная в 1973 г. в США, в начале
90-х гг. Ф.-Э. осуществляла операции более чем в ПО странах, в т.ч. в
России. Эксплуатируемый Ф.-Э. парк трансп. средств насчитывает около
400 самолетов, свыше 22 тыс. автомобилей и др., ежедневно доставляющих
адресатам свыше 1 млн. 300 тыс. разл. отправлений. Количество рабочих и
служащих Ф.-Э. - свыше 90 тыс. чел. В целях улучшения контроля за
прохождением корреспонденции и грузов Ф.-Э. внедрила автоматизированную
информационную систему "Космос", позволяющую в режиме онлайн выдавать
справки клиентам о местонахождении любого отправления. Так же как и
Объединенная служба доставки посылок, Ф.-Э. активно сотрудничает с
пром. и торговыми фирмами, принявшими глобальную логистическую
стратегию. Например, в 1992 г. отделение логистики Ф.-Э. подписало
рассчитанный на 10 лет контракт с фирмой Laura Ashley (Великобритания),
осуществляющей торговлю одеждой и предметами туалета. Согласно
контракту Ф.-Э. обязуется доставить в течение не более 48 ч заказчику в
любой стране мира купленный им у Laura Ashley товар. Отделение
логистики Ф.-Э. сотрудничает с фирмами электронной промышленности,
работающими по системе точно вовремя. Так, фирма National Semiconductor
(США), выпускающая микросхемы, поручила Ф.-Э. организацию трансп.
перевозок между принадлежащими ей пр-тиями электронной промышленности в
Азии. Предполагается, что участие Ф.-Э. в перевозках позволит сократить
логистический цикл до менее чем 4 суток (в настоящее время этот цикл
составляет от 7 до 21 дня). Оборот отделения логистики Ф.-Э. во второй
половине 90-х гг. предположительно составит 1 млрд. долл. См. также
Посылочная торговля.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА (federal purchasing system)
- система размещения заказов и контроля поставок товаров и средств
произ-ва для гос. нужд, создаваемая в России с конца 1992 г. Ф.к.с.
основана на экономических методах управления, призвана заменить систему
размещения гос. заказов, существовавшую в рамках централизованной
системы материально-технического обеспечения, возглавлявшейся Госснабом
СССР (до 1 июля 1991 г.), затем Министерством материальных ресурсов
СССР и Министерством торговли и материальных ресурсов Российской
Федерации (до 1 октября 1992 г.). В рамках Ф.к.с. предусмотрено
производить гос. закупки по рыночным ценам', при этом объемы закупок не
подлежат утверждению, распределению и доведению до поставщиков и
потребителей (за исключением случаев, предусмотренных действующим
законодательством). Гос. закупки производятся на основе конкурса
поставщиков; при этом в качестве подрядчиков могут выступать как
товаропроизводители, так и посредники. В рамках Ф.к.с. учреждены
акционерные общества "Росконтракт" и "Росхлебопродукт", являющиеся
правопреемниками Минторгресурсов Российской Федерации и обеспечивающие
гос. закупки товаров общепромышленного применения и народного
потребления, зерна, хлебопродуктов. Основным источником финансирования
этих акционерных об-в являются отчисления от стоимости контрактов и
доходы от посреднических операций. К задачам этих об-в отнесены также
формирование резервов материальных Правительства России, оказание услуг
населению и др., выбор и оценивание поставщиков, в т.ч. путем
проведения аукционов, ярмарок, предоставление поставщикам гарантий по
оплате товаров и т.д. Предусмотрено преобразование ряда
оптово-посреднических фирм, производственных и др. пр-тий в гос.
акционерные об-ва.
ФЕМ (Federation Europeenne de la Manutention, FEM)
- об-ние западно-европейских производителей подъемно-трансп. и
складской техники. ФЕМ координирует разработку норм и технических
условий на подъемно-трансп. и складскую технику, разрабатывает
рекомендации по технике безопасности погрузочно-разгрузочных и
трансп.-складских работ, проводит научно-исследовательские работы по
соответствующей тематике и т.д. Деятельность ФЕМ осуществляется в
рамках специализированных секций. В состав ФЕМ входят различные
национальные организации и комитеты: ФРГ (Deutsche Nationalkomitee der
FEM VDMA), Франции (Comitc National Frangais de la FEM), Великобритании
(British National Committee of FEM), a также Бельгии, Дании, Италии и
др. стран.
ФИКСИРОВАННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ (dedicated storage) -
закрепление за каждой отдельно хранящейся грузовой ед. определенной
ячейки стеллажа склада, секций стеллажа или места под штабель. См.
также Свободное размещение.
ФИКСЧЮР-НОТ (fixture note; fixing letter)
предварительный документ, фиксирующий факт фрахтования судна и его
основные условия: наименование судна и срок его подачи; кол-во и род
груза; порты погрузки и выгрузки; нормы погрузки-выгрузки; фрахтовую
ставку. Впоследствии заменяется чартером.
ФЛОТ МОРСКОЙ (marine) - совокупность судов,
предназначенных для перевозки грузов и пассажиров по морским путям
сообщения. При учете суда группируются по назначению, характеру
перевозок, способу передвижения, материалу корпуса, виду двигателя. По
назначению - трансп., специализированные, технические,
служебно-вспомогательные. К трансп. относятся суда, предназначенные для
перевозок грузов и пассажиров, буксиры для буксировки трансп. судов; к
специализированным - контейнеровозы, лихтеровозы, ж.-д. паромы,
арктического плавания, ледоколы; к техническим - дноуглубительные и
дноочистительные суда; к служебно-вспомогательным - суда,
предназначенные для обслуживания трансп. и техн. флота (портовые
буксиры для швартовых и др. работ, бункеровочные баржи, разъездные
катера и т.д.). По характеру перевозок различают пассажирские,
грузопассажирские, грузовые (сухогрузные и наливные). По способу
передвижения - самоходные и несамоходные. По материалу корпуса -
металлические, деревянные, композитные, железобетонные. По видам
двигателя - теплоходы, дизель-электроходы, с турбинными двигателями и
др. Ф.м. определяется на дату и в среднем за отчетный период;
выражается как числом судов, так и суммарной мощностью.
ФЛОТ РЕЧНОЙ (river fleet) - совокупность судов и
иных плавучих сооружений, предназначенных для перевозок по внутренним
водным путям пассажиров и грузов или для выполнения путевых и подсобных
работ, связанных с перевозкой. При учете суда группируются: по
назначению - трансп., технические и вспомогательные; по составу
перевозок - пассажирские, грузопассажирские и грузовые (сухогрузные и
наливные); по способу движения - самоходные и несамоходные
(передвигающиеся при помощи др. судов (толкачей-буксиров) или береговых
тяговых средств (тракторов, электровозов); по гидрометеорологическим
условиям р-на плавания - суда плавания "река - море", суда озерного
плавания с ограниченным выходом в море, суда рейдового плавания и для
озеровидных бьефов, крупных рек, суда для плавания на магистральных
реках и больших притоках, суда облегченного типа для плавания по малым
рекам и по верховьям крупных рек; по дальности перевозок и приписке -
местные (пригородные и внутригородские) и транзитные; по материалу
корпуса - металлические (сварные и клепаные), деревянные, композитные
(деревянные в композиции с металлом) и железобетонные. Ф.р. - важнейший
элемент активной части основных фондов пнутр. водного транспорта (его
доля превышает 75 % стоимости основных фондов). ФОА - см. ФОБ аэропорт.
ФОБ (FOB-free on board) - базисные условия
поставки, согласно которым продавец обязан за свой счет поставить товар
на борт судна, зафрахтованного покупателем, в согласованном порту
погрузки в установленный срок. Покупатель обязан зафрахтовать судно и
своевременно известить продавца о сроке и месте погрузки, названии,
времени прибытия судна, условиях погрузки. Риск гибели или порчи товара
переходит с продавца на покупателя в момент погрузки товара на борт
судна. В контрактах употребляется в виде, например, ФОБ Одесса (Одесса
- согласованный порт отгрузки).
ФОБ-АЭРОПОРТ, ФОА (FOA, FOB Airport) - базисные
условия поставки, согласно которым предусматривается поставка товара
продавцом в аэропорт, указанный продавцом в контракте. Риск гибели или
порчи товара переходит с продавца на покупателя после поставки товара в
аэропорт. Покупатель оплачивает транспортировку товара.
ФОНДЫ (scarce raw materials centrally distributed among legal persons)
- в командной экономике правомочие на распределение по потребителям
либо на получение потребителем продукции, которая выделена по плану
распределения. Ф. действуют в течение периода, на который они выделены.
См. также Лимиты материально-технического обеспечения, Фондодержатели.
ФОНДЫ РЕАЛИЗОВАННЫЕ (scarce raw materials centrally distributed among end users)
- в командной экономике кол-во сырья, материалов, изделий,
реализованных пр-тиями (орг-циями)-фондодержателями по выделенным им
фондам
ФОНДОДЕРЖАТЕЛИ (legal persons allotted scarce raw materials)
- обладатели и распорядители фондов на ресурсы материальные, которыми
выступали органы управления. К Ф. относились министерстпа, ведомства,
гос. комитеты и др. (см. Фондирование). Ф. обязаны были довести фонды
до непосредственных потребителей: пр-тий, орг-ций, строек,
подведомственных Ф. В функции Ф. входило определение потребности в
ресурсах, распределение их по подведомственным пр-тиям-потребителям,
осуществление контроля за реализацией выделенных фондов и их
использованием.
ФОНДОЕМКОСТЬ (capital/output ratio) - отношение
средней полной стоимости основных фондов за определенный период к
объем)' произведенной продукции. Ф. - величина, обратная показателю
фондоотдачи, показывает, с каким объемом основных производственных
фондов связано произ-во ед. продукции, национального дохода или др.
объемного показателя, характеризующего результат произ-ва. В отрасли
чар. х-ва Ф. отражает потребность в основных производственных фондах на
ед. произведенного продукта. ФОНДООТДАЧА (output/capital ratio) -
важнейший показатель эффективности использования основных фондов.
Исчисляется как отношение показателя результатов произ-ва за
определенный период к средней полной стоимости основных
производственных фондов за этот же период. На народнохозяйственном
уровне в качестве показателя результатов произ-ва для исчисления Ф.
используется национальный доход; в сфере материального производства и
на пр-тиях - валовая продукция, товарная продукция, чистая продукция.
Для точной характеристики динамики Ф. показатели результатов произ-ва и
стоимости основных производственных фондов исчисляются в сопоставимых
ценах с целью отразить физический объем произведенной продукции и
фондов.
ФОР/ФОТ () - см. Свободно в вагоне (на платформе)
ФОРС-МАЖОР (force majeure, act of God) условие
договора, разрешающее переносить срок его исполнения или вообще
освобождающее стороны (полностью или частично) от выполнения договорных
обязательств в случае наступления после подписания договора не
зависящих от сторон обстоятельств непреодолимой силы. К числу последних
относятся пожары, войны, стихийные бедствия и т.п. Если такие
обстоятельства будут продолжаться дольше согласованного сторонами
срока, то каждая сторона имеет право отказаться от дальнейшего
исполнения своих обязательств по договору и не будет иметь права на
возмещение возможных убытков. В договоре стороны указывают название
орг-ций, которая будет свидетельствовать наступление и
продолжительность действия обстоятельств непреодолимой силы путем
выдачи документального подтверждения по установленной форме.
ФРАНКО-ПЕРЕВОЗЧИК (FCA-free carrier) - базисные
условия поставки, согласно которым предусматривается поставка товара
продавцом в назначенное место в распоряжение экспедитора покупателя.
Это условие применяется в тех случаях, когда эксплуатируются
современные виды транспорта, такие, как контейнеровозы, суда и паромы с
горизонтальной погрузкой и выгрузкой. Покупатель назначет своего
экспедитора, организует и оплачивает перевозку.
ФРАХТ (freight) - плата за перевозку грузов
морем. Размер Ф. может либо оговариваться в каждом отдельном случае
(при заключении чартера), либо исчисляться на основе тарифа. В
зависимости от условий договора Ф. оплачивается за ед. массы или объема
либо в виде общей суммы за перевозку (см. Люмпсум). Как правило, Ф.
оплачивается за кол-во груза, доставленное и сданное судном в пункте
назначения. Однако в некоторых случаях он исчисляется по кол-ву груза,
принятому в пункте отправления. Такой порядок исчисления Ф.
применяется, напр., при перевозке некоторых гигроскопичных грузов, а
также пропсов и балансов, кол-во которых определяется на берегу перед
их погрузкой на судно. Право на получение Ф. возникает у судовладельца
после тогб, как он выполнит свои обязательства перед фрахтователем. При
этом никакие обстоятельства, в т.ч. гибель судна или груза, не дают
судовладельцу права на получение Ф., если груз не доставлен по
назначению. В ряде случаев, однако, судовладельцы добиваются включения
в чартер условия, в соответствии с которым право на Ф. возникает у
судовладельца независимо от того, погибло судно и/или груз или нет.
Момент, когда у судовладельца возникает право на получение Ф., не
обязательно совпадает с фактическими сроками платежа. В соответствии с
условиями чартера Ф. может быть выплачен как в порту назначения, так и
в порту отправления.
ФРАХТ ОБРАТНЫЙ (back freight) - фрахт, который
грузовладелец обязан оплатить перевозчику за обратную доставку груза в
порт отправления, если груз не может быть сдан в порту назначения по не
зависящим от перевозчика причинам.
ФРАХТОВАНИЕ СУДОВ (chartering of vessels) -
процесс заключения условий договора фрахтования судна. В более широком
смысле под фрахтованием понимается также работа по бронированию
линейного тоннажа, которое оформляется подписанием букинг-нота. Ф.с. в
трамповом судоходстве обычно осуществляется через экспедиторов -
фрахтовых брокеров, а в линейном судоходстве - через разветвленный
аппарат аквизиторов (см. Аквизиция). В торговом мореплавании
применяются след, основные виды Ф.с. 1. Фрахтование на условиях
рейсового чартера (voyage charter) которое делится на: а) фрахтование
на один рейс (single voyage) - соглашение, по которому судовладелец за
определенную плату (фрахт) обязуется на обусловленном судне перевезти
обусловленный груз из одного или нескольких портов отправления в один
или несколько портов назначения. Этот вид Ф.с. оформляется рейсовым
чартером; б) фрахтование на последовательные рейсы (consecutive
voyages) - разновидность рейсового чартера, применяемого при перевозках
большого кол-ва однородного груза в одном и том же направлении одним и
тем же судном. Обычно такие договоры заключаются с условием, что судно
после окончания выгрузки должно немедленно вернуться в порт погрузки
для совершения след, рейса или же вправе в балластном направлении
перевозить грузы других фрахтователей. Кол-во последовательных рейсов
может быть твердо оговорено в чартере либо ограничено определенным
периодом времени. Соглашение обычно оформляется одним чартером с
указанием кол-ва рейсов, которое должно совершить судно; в) фрахтование
по генеральному контракту (general contract) - соглашение, по которому
судовладелец обязуется в течение определенного времени перевезти
обусловленное кол-во груза. При перевозках по генеральному контракту
судовладелец вправе выделить для перевозки любые пригодные для этой
цели суда, причем их наименование в соглашении не указывается. На
каждый рейс судна, осуществляющего перевозку по генеральному контракту,
выписывается отдельный чартер либо составляется лишь букинг-нот, в
котором делается ссылка на то, что перевозка совершается в счет
исполнения генерального контракта. В настоящее время контрактация
тоннажа получила широкое распространение, что поставило вопрос о
создании стандартной формы контракта. Такая форма (volume contract)
была разработана совместными усилиями Балтийской и международной
морской конференцией и Международной ассоциацией судовладельцев. 2.
Фрахтование на условиях тайм-чартера (time charier), которое в
зависимости от способа определения продолжительности нахождения судна в
аренде делится на обычный тайм-чартер и на круговые рейсы. По условиям
кругового рейса время аренды определяется фактической
продолжительностью обусловленного рейса. 3. Фрахтование на условиях
бэрбоут-чартера или димайз-чартера.
ФРАХТОВАТЕЛЬ (charterer) - сторона в договоре
фрахтования судна. При рейсовом фрахтовании (см. Фрахтование судов) в
обязанности Ф. входит предоставление предусмотренного договором груза и
уплата обусловленного вознаграждения. При фрахтовании на время (см.
Димайз-чартер, Тайм-чартер) в обязанности Ф. входит эксплуатация судна
в соответствии с условиями договора и уплата установленной арендной
платы.
ФРАХТОВАЯ СТАВКА (rate of freight) - цена
морской перевозки одной фрахтовой ед. груза. Размер Ф.с. обычно зависит
от вида и трансп. характеристик груза, условий рейса и связанных с ним
расходов и конъюнктуры фрахтового рынка.
ФРАХТОВЩИК (carrier) - сторона в договоре
фрахтования судна. При рейсовом фрахтовании (см. Фрахтование судов) в
обязанности Ф., именуемого чаще судовладельцем, входит перевозка за
определенное вознаграждение (см. Фрахт) грузов фрахтователя из одного
обусловленного договором порта в др. При фрахтовании на время Ф.
предоставляет судно на определенное время в распоряжение фрахтователя
для перевозки грузов, получая за это обусловленную арендную плату.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ, ФСА (value analysis; value engineering)
- исследование вариантов конструирования нового или усовершенствования
выпускаемого изделия; разработки программного продукта, услуги и др. с
точки зрения их соответствия выполняемым ф-циям при заданном уровне
издержек произ-ва, стоимости разработки и т.д. ФСА зародился в США в
конце 40-х гг.; его создателями считаются фирмы "Дженерал Электрик" и
"Форд". Основными направлениями ФСА являются стандартизация
комплектующих изделий, применение более дешевых материалов и снижение
материалоемкости продукции, установление оптим. требований к качеству
изделия и технологии его произ-ва и др. Проведение ФСА предполагает
тесное взаимодействие с поставщиками материалов, комплектующих изделий
и др. В США, напр., ряд крупных фирм разработал специальные вопросники,
рассылаемые поставщикам в рамках программ ФСА. В этих вопросниках
содержатся след, вопросы: можно ли внести в конструкцию поставляемого
комплектующего изделия изменения, которые позволили бы удешевить
конечную продукцию; можно ли удешевить комплектующее изделие путем
использования материала-заменителя; можно ли упростить технологию
изготовления комплектующего изделия без ухудшения его качества и т.д. В
ряде случаев готовность участвовать в программах ФСА головной фирмы
является одним из критериев выбора и оценивания поставщика и вычисления
его рейтинга.
Меню сайта