ЧАРТЕР (charter party) - документ,
удостоверяющий наличие и содержание договора фрахтования судна,
заключаемого судовладельцем и фрахтователем. В зависимости от того,
какую степень риска ведения морского пр-тия на данный период принимает
на себя фрахтователь, применяются три группы фрахтовых сделок (см.
Фрахтование судов), каждая из которых оформляется соответствующим видом
Ч.: 1) рейсовый чартер; 2) тайм-чартер; 3) бэрбоут или димайз-чартер.
Большое разнообразие условий перевозки, вытекающих как из свойств самих
грузов, так и из направления их перевозки, породило применение в
торговом мореплавании разл. форм и типов Ч. Будучи сходными в своей
основе, они тем не менее существенно различаются в деталях. Все это в
сочетании с массовостью фрахтовых сделок и необходимостью быстрого
документального оформления обусловило появление стандартных форм Ч.,
содержащих в готовом виде все постоянные условия перевозки. Это
позволяет сторонам при заключении договора фрахтования сослаться на ту
или иную стандартную форму Ч. и ограничиться согласованием лишь его
переменных условий: наименования судна и времени его подачи под
перевозку, рода и кол-ва груза, направления перевозки, нормы
погрузки-выгрузки, фрахтовой ставки, наименования грузоотправителей и
грузополучателей. При необходимости Ч. может быть дополнен спец.
приложением - райдером, нумерация статей которого продолжает нумерацию
статей Ч. Разработка стандартных форм Ч. производится об-ниями
судовладельцев, а также крупными торговыми и пром. компаниями. В
междунар. торговом мореплавании широко используются стандартные формы
Ч., разработанные, одобренные либо рекомендованные междунар. и
национальными неправительственными орг-циями, напр. Балтийской и
междунар. морской конференцией (БИМКО) и др. Понятие Ч. используется и
в воздушном праве как договор фрахтования всей или части- вместимости
одного или нескольких воздушных судов на один или несколько рейсов для
перевозки грузов, пассажиров и др.
ЧАРТЕР ПРИЧАЛЬНЫЙ (berth charter) - термин,
означающий, что судно считается прибывшим (см. Прибывшее судно) в
момент его постановки к обусловленному в чартере причалу. Т.е., в
зависимости от того, какое место назначения предусмотрено при
подписании чартера, он может быть "причальным", "доковым", "портовым" и
т.п.
ЧАРТЕР СОГЛАСОВАННЫЙ (agreed charter party) -
форма стандартного чартера, условия которого полностью согласованы с
Балтийской и международной морской конференцией и Генеральным Советом
британского судоходства. Гриф "согласованный" обязывает членов
конференции строго придерживаться текста чартера, не допуская
дополнений и извлечений из него.
ЧАСТОТА ПОСТАВКИ (delivery frequency) - чисто поставок в отчетном периоде. Через Ч.п. может быть выражен средний интервал поставки.
ЧАСТОТА ДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВ ТРАНСПОРТА СРЕДНЯЯ (average traffic frequency)
- число средств транспорта, проследовавших по участку в среднем за
сутки. Определяется делением выполненных за определенный период времени
поездо-километров (общего пробега автомобилей, судов) на
эксплуатационную длину участка железной дороги, дороги автомобильной,
речного пути.
ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ (net output) - показатель,
характеризующий вновь созданную стоимость на пром. пр-тии. Ч.п.
отличается от валовой продукции пром. пр-тия на величину стоимости
средств произ-ва потребленных. Практически Ч.п. рассчитывается как
разность валовой продукции (товарной продукции пром. пр-тия) и суммы
материальных затрат, включая амортизацию основных фондов. См. также
Добавленная стоимость.
ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (net product of wholesaling)
- стоимостный показатель, отражающий результат затрат живого труда в
МТО. Не имеет натурально-вещественной формы. Рассчитывается исключением
из валовой продукции материальных затрат: канцелярских, типографских,
почтовых расходов, амортизации основных фондов, недоамор-тизированной
стоимости основных фондов, расходов по таре (за вычетом доходов по
операциям с тарой). Включает зарплату занятых в отрасли без к.-л.
удержаний и прибавочный продукт, который является следствием
продолжения процессов про-из-ва в сфере обращения. См. также
Добавленная стоимость, Логистические операции.
Меню сайта