НАВИГАЦИОННЫЙ ПЕРИОД (navigation period) -
календарное время, в течение которого эксплуатируются суда флота
речного. Определяется с момента выхода судов с зимнего отстоя до
постановки их на следующий зимний отстой. Длительность Н.п. для
отдельных пароходств исчисляется как средняя величина календарного
времени работы судов в году в сутках. По самоходному флоту определяется
делением сило-суток в эксплуатации на мощность судна, по несамоходному
флоту - делением тоннаже-суток в эксплуатации на тоннаж судна.
НАГРУЗКА ВАГОНА (static and/or dynamic loading of freight car)
- показатель степени использования грузоподъемности (см.
Грузоподъемность подвижного состава (средства транспорта) и вместимости
вагона в зависимости от перевозимых грузов и дальности их
транспортировки. Различают стат. и дин. Н.в. Стат. Н.в. - кол-во груза
(в тоннах), погруженного в вагон. Средняя статистическая нагрузка
вагона определяется делением массы погруженных грузов на кол-во
вагонов. Дин. нагрузка вагонов рабочего парка - кол-во грузов в тоннах,
приходящееся в среднем на грузовой вагон рабочего парка на всем пути
следования; вычисляется путем деления грузооборота нетто
эксплуатационного на общий пробег грузовых вагонов рабочего парка. Дин.
нагрузка груженого вагона характеризует среднюю загрузку груженого
вагона на всем пути следования и рассчитывается путем деления
грузооборота нетто эксплуатационного на пробег груженых вагонов
рабочего парка. См. также. Пробег подвижного состава (средства
транспорта).
НАДЕЖНОСТЬ СНАБЖЕНИЯ (reliability of supply) -
гарантированность обеспечения потребителя нужными ему ресурсами
материальными в течение заданного промежутка времени, вне зависимости
от могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т.п.
Задача расчета надежности снабжения решается с применением методов
теории вероятностей, теории надежности, массового обслуживания теории и
др. В самом общем виде Н.с. рассчитывается как разность 1 - Ротк(0, где
Ротк(t) - вероятность отказа в удовлетворении заявки потребителя. Н.с.
в одноканальной логистической системе ("одно комплектующее изделие -
один поставщик"; невыполнение хотя бы одним из этих поставщиков
основных своих договорных обязательств приводит к простою производства
у потребителя) п может быть вычислена по формуле Р = П (1-Ротк (t)),
где р!,™ (О - вероятность отказа со стороны 1-ro поставщика. Н.с. в
логистических системах с избыточными структурами (по всем видам
комплектующих изделий, кроме основного поставщика, имеется
поставщик-дублер) может быть вычислена по формуле: п Р = 1 - П (1-Pi),
где pi - надежность 1-ro поставщика. В более сложных моде- 1 = i лях
надежности снабжения учитываются также зависимости между отказами
(напр., имеется ли некоторый случайный фактор, могущий повлиять на
надежность всех поставщиков одновременно), виды взаимодействия
логистических каналов в случае отказа одного из них (все или только
часть свободных в данный момент каналов переключаются на выполнение
необслуженной заявки; происходит ли прерывание выполнения текущей
заявки и переключение занятого канала на выполнение необслуженной
приоритетной заявки и т.д.) и другие факторы. См. также Выбор и
оценивание поставщика.
НЕДОГРУЗ (underloading) - неполное использование
грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и/или
грузовместимости транса средства. За Н. виновная сторона
(.грузоотправитель, экспедитор и т.д.) уплачивает штраф. М.б.
законодательно предусмотрено освобождение виновной стороны от
ответственности за Н. при условии восполнения допущенного недогруза в
течение определенного периода времени (обычно - текущей декады) и в
некоторых др. случаях. Н. также называется неполное использование
объема и/или грузоподъемности тары (контейнера и т.п.).
НЕДОПОСТАВКА (underdelivery) - поставка
продукции в меньшем кол-ве, чем предусмотрено договором поставки или
принятым к исполнению нарядом на данный период. Кол-во продукции,
недопоставленное поставщиком или невыбранное потребителем в
определенном периоде, подлежит восполнению соответственно в след,
периоде. По продукции, не распределенной в плановом порядке,
восполнение производится в пределах срока действия договора.
Восполнение Н. производится в номенклатуре того периода, в котором она
допущена. Восполнение Н. др. наименованием, входящим в данную
номенклатуру промышленной продукции, допускается с согласия потребителя.
НЕДОСТАЧА (materials missing, short delivery) -
несоответствие между кол-вом товарно-материальных ценностей, указанным
в карточках складского учета, перевозочных документах, и фактическим
наличием их. Н. устанавливается при инвентаризации или оперативной
проверке путем взвешивания, обмера, поштучного счета фактического
наличия и сопоставления с данными документов. Основными причинами Н.
материалов являются: естественная убыль при хранении и транспортировке;
отгрузка или отпуск готовой продукции в меньших кол-вах, чем
указывается в документах; несоблюдение установленных правил хранения;
хищения и др. Н. в пределах норм естественной убыли или вследствие
стихийных бедствий списывается на издержки обращения или произ-ва. В
др. случаях стоимость Н. товарно-материальных ценностей относится в
установленном порядке на виновных лиц. При обнаружении Н. составляется
акт коммерческий (в определенных случаях) или акт общей формы.
Последний составляется получателем продукции с участием поставщика или
перевозчика, а в случае их отказа - комиссией, образуемой покупателем.
НЕОТФАКТУРОВАННЫЕ ПОСТАВКИ (unbilled deliveries)
- поставки товаров и средств произ-ва, на которые от поставщика не
поступили счета-фактуры или заменяющие их документы (См. Перевозочные
документы).
НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ (dead expenses) -
затраты и потери, возникающие вследствие недостатков в орг-ции произ-ва
и обращения, стихийных бедствий и др. Н.п. включают потери от брака,
убытки от списания недоамортизо-ванных основных фондов, недостачи на
складах, потери от засылки и утраты грузов, потери сверх норм
естественной убыли при хранении и транспортировке товаров, штрафы за
сверхнормативный простой трансп. средств, убытки от стихийных бедствий
(см. Форс-мажор) и др.
НЕУСТОЙКА (penalty) - денежная сумма, которую
должник обязан уплатить кредитору при неисполнении или ненадлежащем
исполнении договорных обязательств. Н. может быть установлена в виде
твердой суммы дополнительного платежа, в % к сумме неисполненного
обязательства. Разновидностями Н. являются штраф и пеня. Стороны
договора поставки вправе повысить размеры Н. (договорная Н.). В
отдельных случаях с виновной стороны могут быть взысканы убытки в
полной сумме сверх Н. (кумулятивная Н.), напр, при поставке продукции
производ-ственно-техн. назначения ненадлежащего качества. Для взыскания
Н. установлены сокращенные сроки исковой давности.
НОРМА ЗАКАЗНАЯ (minimum order size) - мин.
кол-во продукции, принимаемое поставщиком к произ-ву по одному заказу.
Величина Н.з. определяется технико-экономическими параметрами произ-ва.
За выполнение малотоннажных и мелкопартионных заказов потребители
производят доплату к оптовым ценам. Укрупнение мелкопартионных заказов
до Н.з. могут осуществлять различные посредники, организующие складские
поставки на межрайонные подсортировочные базы. См. также Норма
транзитная,
НОРМА ТРАНЗИТНАЯ (carload; truckload; minimum quantity shipped)
- мин. масса груза, принимаемого к перевозке транспортом общего
пользования или иным перевозчиком. Н.т. зависит от грузоподъемности
подвижного состава (средства транспорта) и вида продукции. См. также.
Консолидация. Мелкая отправка, Норма заказная.
НОМЕНКЛАТУРА КАЛЬКУЛЯЦИОННЫХ СТАТЕЙ РАСХОДОВ (manufacturing and distribution costs list)
- перечень издержек произ-ва и сбыта товарной продукции, работ и услуг
по статьям калькуляции. Каждая статья номенклатуры определяет вид
затрат по их целевому назначению и отношению к технол. процессу
произ-ва. Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов
определяет, сколько и каких расходов произведено не только на
изготовление и сбыт всей товарной продукции, но и отдельного ее вида,
выполненной работы и оказанной услуги. В пром-сти установлена след,
типовая номенклатура калькуляционных статей расходов: сырье и
материалы; возвратные отходы (вычитаются); покупные изделия,
полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних пр-тий и
орг-ций; топливо и энергия на технол. цели; основная и дополнительная
заработная плата производственных рабочих; отчисления на социальное
страхование; расходы на подготовку и освоение произ-ва; расходы на
содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общезаводские
расходы; потери от брака; пр. производственные расходы;
внепроизводственные расходы. Все расходы без внепроизводственных
составляют производственную себестоимость, а с включением
внепроизводственных - полную себестоимость продукции.
НОМЕНКЛАТУРА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ (manufactured products range)
- систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов)
продукции в натуральном выражении. Н.п.п. содержит принятые в учете ед.
измерения и установленные органами гос. ст-ки коды (шифры) позиций,
применяемые при автоматизированной обработке информации. См. также
Ассортимент.
НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ (rates of natural loss)
- разработанные на научной основе и утвержденные в установленном
порядке предельные объемы потери массы или объема перевозимых грузов
или складируемых товарно-материальных ценностей под воздействием
естественной убыли (усушка, утруска и др.), за которые перевозчик,
торговое пр-тие или склад не несет ответственности. Н.е.у. обычно
зависят от расстояния перевозки, кол-ва перевалок, вида тары, времени
года и исчисляются отдельно по каждому виду транспорта, участвующему в
перевозке. Установленные в % к товарообороту Н.е.у. являются
предельными величинами и относятся на издержки обращения; потери сверх
Н.е.у. относятся на материально ответственных лиц; списываются при
инвентаризациях. В страховании и претензионно-исковой работе Н.е.у.
могут использоваться для определения страховой стоимости грузов и
товарно-материальных ценностей при наступлении страхового случая. При
наступлении страховых случаев на складе размер естественной убыли может
исчисляться в % к отпущенной продукции за межинвентаризационный период
и к остаткам (продукции) на конец инвентаризационного периода с учетом
гарантийного срока хранения. Н.е.у. не применяются при наличии
признаков хищения, баратрии и др. При включении в условия страхования
ответственности за недостачу применяется франшиза или недостача
уменьшается с учетом Н.е.у.
НОРМЫ ПОГРУЗКИ-ВЫГРУЗКИ (loading/unloading standard rates)
- нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ
(loading/unloading standard rates) - условия, определяющие кол-во ед.
массы или объема груза, подлежащих погрузке-выгрузке за ед. времени.
Регулируются разл. нормативными актами (см. Единые нормы выработки и
времени на вагонные, автотранспортные и складские
погрузочно-разгрузочные работы. М.: Транспорт, 1977) или на договорной
основе. Устанавливаются раздельно для механизированного и
немеханизированного способов погрузки-выгрузки и в зависимости от
грузоподъемности подвижного состава (средства транспорта) и его типа.
Н.п.-в. для грузов негабаритных устанавливаются по соглашению сторон.
Н.п.-в. на разл. видах транспорта общего пользования имеют свою
специфику. Напр., на морском транспорте Н.п.-в. могут устанавливаться в
целом для судна или на каждый рабочий люк, фиксироваться в чартерах в
ед. массы или объема за час, рабочий день, сутки; либо оговариваться,
что грузовые операции должны производиться по обычаям портов. Время,
связанное с грузовой обработкой судов, может определяться также по
судо-часовым нормам (кол-во погруженного или выгруженного из судна
груза в течение часов общего времени его грузового обслуживания).
Судо-часовые нормы подразделяются на общие и специальные и
устанавливаются с учетом конструкции и грузоподъемности судов, рода
перевозимого груза и его упаковки, техн. оснащения и грузооборота
причала. На автомобильном транспорте в основные Н.п.-в. также включено
время, необходимое для маневрирования автомобилей и оформления
перевозочных документов. В доп. Н.п.-в. включено время на взвешивание и
перевешивание груза, обмер объема, пересчет грузовых мест и т.д. См.
также Интенсивность грузовых работ. Оплата грузовых работ.
НОРМЫ ПРОСТОЯ (free time standards; free time stipulated for loading/unloading)
- время, в течение которого с подвижным составом (средством
транспорта), прибывшим к месту погрузки-выгрузки, должны быть выполнены
необходимые грузовые и техн. операции. Н.п. регламентируются правилами
перевозок и др. нормативными актами, действующими на соответствующих
видах транспорта общего пользования. На морском транспорте Н.п.
устанавливаются в виде сталийного времени; за досрочное освобождение
судна из-под грузовых операций фрахтователь получает от судовладельца
диспач. При всех обстоятельствах грузоотправитель (грузополучатель) за
задержку трансп. средства под погрузкой-выгрузкой несет имущественную
ответственность перед перевозчиком, если не докажет, что эта задержка
произошла не по его вине. См. также Демередж.
НОРМЫ РАСХОДА (rate of use; usage rate) - макс,
допустимое кол-во сырья, материалов, топлива, расходуемое на
изготовление ед. продукции установленного качества, выполнение технол.
операций и т.д. Н.р. могут быть классифицированы, напр., по степени
детализации (сводные и специфицированные), по объекту нормирования
(пооперационные, подетальные, поиздель-ные, поузловые) и т.д. В общем
виде Н.р. определяются как сумма чистого веса изделия (или веса
материала, входящего в его состав) и величины отходов произ-ва и пр.
потерь. Н.р. используются при прогнозировании потребности в продукции
производственно-техн. назначения. К числу важнейших показателей
прогрессивности норм расхода относятся повышение коэф. использования
материалов и снижение материалоемкости продукции. См. также Удельный
расход сырья и материалов.
НЭТ-ТЭРМЗ (net terms) - условие фрахтования
судна, по которому оно считается свободным от расходов по погрузке и
выгрузке грузов. Обычно вместо условия Н.-т. употребляется условие ФИО
(см. Оплата грузовых работ)
Меню сайта