ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (railroad; railway) - 1)
структурная адм.-территор. ед. ж.-д. транспорта общего пользования. В
бывш. СССР в конце 80-х гг. было 32 Ж.д., в т.ч. Азербайджанская,
Байкало-Амурская, Дальневосточная, Забайкальская и т.д. Средняя
протяженность сети одной Ж.д. превышала 4,5 тыс. км; 2) совокупность
рельсового пути, сооружений, устройств, машин и оборудования, входящих
в комплексное трансп. пр-тие, предназначенное для перевозок пассажиров,
грузов, багажа и почты. Различают Ж.д. общего пользования, или
магистральные; пром. транспорта (подъездные или технол. пути пром.,
торговых пр-тий и т.д.); городские (трамвай, метрополитен). По ширине
колеи различают ширококолейные (в России - 1520 мм, за рубежом - в
основном 1435 мм) и узкоколейные (1000 мм, 891 мм и т.д.); по роду тяги
- электрические, дизельные, газотурбинные и паровозные. Протяженность
Ж.д. общего пользования в бывш. СССР составляла свыше 146 тыс. км.
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИЗДЕЛИЯ (product life cycle) -
промежуток времени от разработки изделия до снятия его с произ-ва и
продажи. В маркетинге и логистике принято рассматривать след, стадии
цикла: 1) зарождение (разработка, конструирование, эксперименты,
создание опытной партии, а также производственных мощностей); 2) рост -
начальная стадия (появление изделия на рынке, формирование спроса,
окончательная отладка конструкции с учетом эксплуатации опытной серии
изделия); 3) зрелость - стадия произ-ва серийного или произ-ва
массового; наиболее широкой продажи; 4) насыщение рынка; 5) затухание
продажи и произ-ва изделия. С коммерческой точки зрения на начальных
стадиях преобладают расходы (затраты на исследования, капитальные
вложения и др.), в дальнейшем превалируют доходы и наконец рост убытков
заставляет прекращать произ-во. Понятие Ж.ц.и. в изложенном виде
характерно для маркетинга. Однако в более широком смысле оно может быть
отнесено вообще к науч. идее, принципу действия механизма, технологии и
др. продуктам произ-ва.
Меню сайта