Возрастание роли логистики в современный период
обусловлено прежде всего экономическими причинами. Рост объемов промышленного
производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей требуют
уделять больше внимания сокращению затрат в сфере рыночной деятельности.
В западных странах 93% времени движения товара
от первичного источника сырья до конечного потребителя приходится на
прохождение его по различным каналам материально-технического обеспечения.
Собственно производство товара занимает лишь 2% суммарного времени, а
транспортировка – 5%. В этих странах доля продукции товародвижения составляет
более 20% национального дохода. В структуре затрат на товародвижение расходы по
содержанию сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции составляют
44%, на складирование и диспетчирование – 16%, магистральные и технологические
перевозки – соответственно 23% и 9%. Оставшиеся 8% падают на расходы по
обеспечению сбыта готовой продукции.
Развитие логистики в первую очередь и
обусловлено стремлением к сокращению временных и денежных затрат, связанных с
товародвижением. Вместе с тем резкое возрастание интереса к логистике
определяется следующими факторами:
§переход от рынка продавца к рынку покупателей, когда
потребности потребителей служат основой для разработки производственных
программ и обусловливают необходимость в создании системы товародвижения;
§обеспечение конкурентных преимуществ предприятиям,
применяющим логистические принципы организации производственной и сбытовой
деятельности;
§создание объективных возможностей для использования в
системе логистики достижений технического прогресса в средствах связи и
информатики;
§разработка новых теорий и методов исследования операций,
в частности, теории систем и теории компромиссов, послуживших основой для
оптимизации процессов логистики.
Этапы совершенствования
логистической деятельности
Выделяют три этапа совершенствования логистики.
Первый этап – 60-е годы XX в. – характеризуется интеграцией складского
хозяйства с транспортом, а также координацией их использования. На этом этапе
транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки-разгрузки,
приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат,
по единому графику и по согласованной технологии.
Второй этап – начало 80-х годов XX в. К взаимодействию складирования и
транспортировки начинает подключаться планирование производства.
Производственный цех, транспорт и склад начинают работать как единый слаженный
механизм. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет
своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
Третий этап наметился с середины 80-х годов XX в. и характеризуется
интеграцией всех звеньев материалопроводящей сети. Концепцию логистики,
ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинают
признавать большинство участников цепи снабжения, производства и распределения.
Появляются современные коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить
быстрое прохождение материальных и информационных потоков и осуществлять
мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до
конечного потребителя.