В промышленно развитых странах интерес к проблемам развития
логистики связан с причинами экономического характера. Развитие логистики
предопределили следующие факторы: повышение требований к качественным
характеристикам процесса, переход от рынка продавца к рынку покупателей. Этот
переход сопровождался существенными изменениями в системах товародвижения и в
стратегиях производства. Если раньше система сбыта подстраивалась под
производство, то в условиях перенасыщенности рынка производственные программы
формируются в зависимости от объемов и подразделений рыночного спроса. В
условиях острой конкуренции приспособление к интересам клиентуры требует от
фирм‑изготовителей продукции реакции на эти запросы, что вызывает улучшение
качества обслуживания, минимизацию времени исполнения заказов и строгое
соблюдение согласованного графика поставок. Факторы времени вместе с ценой и
качеством продукции стали определяющими для успешного функционирования
предприятия. Необходимо отметить усложнение проблемы реализации при
параллельном интересе к качеству сферы распределения. Аналогичная реакция
возникла у фирм‑производителей к своим поставщикам ресурсов и материалов, в
итоге сформировалась сложная система связей между различными представителями
рынка, потребовавшая модификации уже имеющихся моделей организации в сфере
снабжения и сбыта. К значительной экономии живого труда привела замена традиционных
конвейеров роботами. Изготовление небольших партий продукции сделало
рентабельным создание гибких производственных систем. Крупные предприятия
получили возможность перестроить свою деятельность с массового производства на
мелкосерийное с минимальными издержками. Повысить свою гибкость и
конкурентоспособность смогли небольшие фирмы. Работа по принципу «малыми
партиями» в системе организации обеспечения материальными ресурсами и
реализации готовой продукции повлекла соответствующие изменения. Зачастую поставки
большими партиями стали не только не экономичными, но и в отдельных случаях
оказались просто не нужны. Возникла потребность в перемещении грузов маленькими
партиями в более жесткие сроки, но отпала необходимость в больших складских
емкостях на предприятиях. При этом издержки на транспортировку перекрывались
освободившимися средствами от сокращения складских помещений. Как
непосредственно определившие развитие логистики, кроме вышеизложенных,
необходимо отметить следующие факторы использование теории систем и
компромиссов для решения экономических задач, внедрение и использование в сфере
товародвижения и хозяйственной практики фирм персональных компьютеров последних
поколений, а также ускорение научно‑технического прогресса; в странах,
которые осуществляют интенсивные связи между собой, стандартизация технических
средств путей сообщения, движущегося состава и погрузочно‑разгрузочных средств,
устранение различных импортных и экспортных ограничений. Восхождение от низшей
ступени развития логистики к более высоким, как правило, бывает постепенным или
при появлении благоприятных условий – зигзагообразным. Такими условиями могут
считаться объединение предприятий, изменение режима управления, политические
инициативы. Анализ уровней развития логистики показал, что улучшают показатели
своей деятельности те компании, где используется разносторонний подход к
управлению логистикой. Развитие логистики в странах с развитой экономикой в
последние годы характеризуется передачей функции слежения за процессом
распределения готового материала от производственных предприятий к
специализированным фирмам. В результате сформировался вид логистики по
контракту, которая подразумевает привлечение третьего участника в виде фирмы,
занимающейся оптовой торговлей, для выполнения ею всех или части функций
компании по распределению продукции вместе с транспортировкой, хранением,
управлением запасами, обслуживанием заказчика и созданием информационных систем
логистики.