Главная » Статьи » Фунцкиональные области логистики » Основы управления рисками

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ
Страхование - механизм, посредством которого страхователь (лицо, страхующее риск) отводит от себя финансовые последствия риска путем перевода их на страховую компанию (страховщика), заплатив за это страховую премию.
Виды страхования на транспорте:
· страхование груза на случай его физической утраты или по­вреждения;
· страхование ответственности перевозчика (экспедитора). Объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор страхования. Имущест­венные интересы связаны с владением, пользованием и распоря­жением грузом.
Договор страхования - это письменное соглашение между стра­хователем и страховщиком. Согласно договору страховщик берет на себя обязательство при наступлении страхового случая выплатить страховую сумму или возместить причиненный убыток в пределах страховой суммы страхователю или другому лицу, определенному страхователем, в пользу которого заключен договор страхования. Страхователь обязуется оплачивать страховые платежи (страховую премию) и выполнять условия договора. Субъекты страхования:
· страхователь - физическое или юридическое лицо (собственник имущества или ответствен­ный за имущество), страхующее свой интерес в имуществе от определенных рисков (опаснос­тей) и заинтересованное в его сохранности;
· страховщик - страховая компания, осуществляющая страхование на основе лицензии, полученной в установленном порядке.
Выгодоприобретатель (бенефициар) - физическое или юриди­ческое лицо, получающее страховое возмещение.
Агент - физическое или юридическое лицо, действующее от имени страховщика.
Брокер - физическое или юридическое лицо, осуществляющее страхование от своего имени по поручению страховщика.
Страховая премия - плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, предусмотренные договором страхования. Страховая защита начинается с момента уплаты страховой премии, если в договоре страхования не огово­рены иные условия.
Страховая стоимость - фактическая стоимость страхуемого интереса. Для имущества - его действительная стоимость в месте его нахождения в день заключения договора страхования.
Страховая сумма - сумма, на которую застрахован интерес. Страховая сумма, как правило, соответствует страховой стоимости. На практике страховая сумма равняется стоимости груза в пункте отправления (с учетом расходов на доставку и страхование) и ожи­даемой прибыли в размере 5% и более.
Страховой полис - документ, выдаваемый страховщиком или от имени страховщика и свидетельствующий о принятии риска страховщиком. Страховой полис содержит данные, характеризу­ющие объект страхования, условия ответственности страховщика и страховую сумму.
Франшиза - доля убытка, не подлежащая оплате страховщи­ком. Франшиза исчисляется от страховой суммы всего груза или отдельной его части.
Виды франшизы:
· условная - если размер ущерба не дости­гает величины франшизы, то претензия не предъявляется;
· безусловная - из страхового возмещения в любом случае вычитается франшиза;
· процентная - например, 1% на авто­мобиль;
· натуральная - например, $200 на авто­мобиль. Покрываются убытки сверх $200.
Форс-мажорные обстоятельства - различные виды стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, извержения вулканов, тай­фуны и др.), пожары, решения государственных и правительствен­ных органов, военные действия, гражданские волнения, забастовки, бандитские и пиратские действия.
Упущения - то, что отправитель или получатель груза должны были сделать, но не осуществили, например: отсутствие в транс­портных документах указаний на перегрузку грузов в другие транспортные средства, на сортировку грузов и вагонов, а также недостаточность сведений в накладных и других сопроводительных документах.
Преимущества страхования:
· создание стабильного климата бизнеса;
· перевод на страховщика таких рисков, как потеря и повреж­дение продукции, т. е. рисков, которые страхователь не может контролировать при транспортировке продукции. За счет этого страхователь может сконцентрировать свои силы на основной деятельности для получения максимальных результатов;
· высвобождение у страхователя денежных средств, созданных и содержащихся в ликвидном целевом страховом резерве, для фи­нансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий от различных чрезвычайных ситуаций. Их можно направить для инвестирования в производственные мощности своего бизнеса.
Информация об экспедиторе, интересующая страховщика:
· объем его деятельности в стоимостном выражении;
· страны, где экспедитор осуществляет свою деятельность;
· юрисдикция экспедитора;
· тип грузов, принимаемых к обслуживанию;
· услуги, предлагаемые клиентам (например, консолидация грузов);
· территория обслуживания;
· тип используемых документов.
Принцип предельной честности - факты, имеющие значение при определении возможного риска для страховщика, излагаются стра­ховщику до того, как он примет решение о заключении договора страхования.
Страхование «авто-каско» - защита имущественных интересов владельцев транспортных средств в случае наступления следующих событий:
· похищение транспортного средства;
· повреждение или уничтожение транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия и стихийных бедствий.
Меры обеспечения безопасности перевозки грузов на транспорт­ных средствах:
· самозащелкивающиеся замки повышенного уровня надеж­ности на кабине (грузовом отсеке и дверях откатного типа);
· цилиндровые замки и ключи высокой надежности;
· висячие замки с закрывающимся отверстием для ключа или болтовые печати на дверях контейнерного типа;
· гидравлические замки, препятствующие подъему кабины;
· съемные зеркала заднего и бокового вида;
· дополнительный каркас жесткости в грузовом отсеке кузова транспортного средства;
· охранная сигнализация типа «сирена»;
· системы отсечения подачи горючего и воздуха;
· стопорные устройства на рычаг переключения передач и на ручной тормоз;
· специальные запорные устройства, блокировки, устанавли­ваемые при парковке.
Исковое заявление - документ, содержащий требование к ком­петентному органу о защите нарушенного права физического или юридического лица. Исковое заявление подлежит оплате государст­венной пошлиной. Направляется в арбитражный суд области, края, республики по месту нахождения ответчика. Заявление отправляют заказной корреспонденцией или передают непосредственно в кан­целярию суда.
Процедура доказывания:
1.  Истец в целях обоснования иска доказывает:
· что он является владельцем груза и (или) лицом, имеющим право предъявить иск;
· что основанием для предъявления иска служит нарушение договора или закона;
· что лицо, которому предъявляется иск, является лицом, от­ветственным за причиненный ущерб;
· что утрата или повреждение груза имели место во время его нахождения в распоряжении перевозчика;
· размер утраты или повреждения в физическом и денежном выражении.
2.  Перевозчик (ответчик) доказывает:
· причину ущерба;
· проявление им должной заботы о приведении транспортного средства в технически исправное состояние в отношении исклю­чения потенциального ущерба;
· проявление им заботы о грузе в интересах грузовладельца в части уменьшения размера ущерба;
· причину, освобождающую его от ответственности.
3.  Доказываются различные обстоятельства, известные истцу:
· небрежность (перевозчика) при погрузке;
· небрежность при укладке груза;
· отсутствие заботы о грузе;
· небрежность при выгрузке.
4. Доказываются другие, имеющиеся в распоряжении сторон, дополнительные обстоятельства, относящиеся к делу, например такие, как:
· сложившаяся репутация перевозчика;
· страхование транспортного средства, погибшего вместе с грузом, на большую сумму.
Всем участникам исковых и претензионных дел рекомендуется строго придерживаться сложившихся в практике обычаев в целях избежания ошибок и оплошностей в процедурных вопросах.
Категория: Основы управления рисками | Добавил: DMS (21.12.2010)
Просмотров: 835 | Теги: ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВ | Рейтинг: 5.0/1