Главная » Статьи » Фунцкиональные области логистики » Организация сбыта продукции

НОМЕНКЛАТУРА И АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ
НОМЕНКЛАТУРА И АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ
Товарная партия - совокупность единичных экземпляров про­дукции и (или) комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку.
Единичные экземпляры - отдельные виды продукции, облада­ющие целостностью и присущими конкретному виду или наиме­нованию потребительскими свойствами. К единичным экземпля­рам продукции не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик или пачка печенья, ящик гвоздей), они являются товарной партией.
Продуктовая линия - группа видов продукции, тесно связанных между собой:
· сходными принципами функционирования;
· продажей одинаковым группам покупателей;
· способом продвижения на рынок;
· принадлежностью к одному и тому же диапазону цен. Насыщение продуктовой линии - увеличение разновидностей продукции за счет добавления новых моделей к уже существующим моделям.
Номенклатура продукции - совокупность всех ассортиментных групп продукции и единиц продукции, предлагаемых потреби­телям конкретным предприятием.
Чистая номенклатура продукции - количество выпускаемых ком­панией ассортиментных групп продукции. Например, компания «Проктер энд Гэмбл» производит шесть ассортиментных групп, в том числе зубные щетки, туалетные принадлежности, одноразо­вые подгузники, обезболивающие средства и косметику.
Глубина номенклатуры продукции - количество вариантов ис­полнения каждой торговой марки (продукции) в рамках ассор­тиментной группы. Если, например, зубная паста «Аквафреш» предлагается в трех вариантах расфасовки и двух состояниях (паста и гель), то глубина номенклатуры данного товара будет равна шести.
Гармоничность номенклатуры продукции - степень сходства между продукцией различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, условий производства, каналов распреде­ления. Например, ассортиментные группы продукции компании «Проктер энд Гэмбл» гармоничны, так как все они являются това­рами широкого потребления, проходящими через одни и те же каналы распределения.
Ассортимент - это определенная совокупность продукции, объ­единенная в группы по какому-либо признаку.
Структура ассортимента характеризуется удельной долей каж­дого вида и (или) наименования продукции в общем наборе.
Характеристики ассортимента:
· глубина - количество разновидностей в каждой подгруппе про­дукции;
· широта - количество видов, разновидностей и наименований однородных и разнородных групп продукции, предлагаемых торговым предприятием;
· полнота - способность набора продукции однородной группы удовлетворять одинаковые потребности потребителей.
Ассортиментная политика - цели, задачи и основные направ­ления формирования ассортимента продукции, определяемые руководством службы сбыта.
Формирование ассортимента продукции:
· разработка и установление в определенном порядке номенк­латуры продукции, образующей необходимую совокупность для торговли;
· деятельность по составлению набора продукции, позволя­ющего удовлетворить фактические или прогнозируемые потреб­ности потребителей.
Принципы формирования ассортимента продукции:
· обеспечение достаточной полноты продукции частого спроса и простого ассортимента, незаменяемых или трудно заменяемых в потреблении;
· обеспечение достаточной широты видов продукции по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля торгового предприятия;
· установление определенного количества разновидностей по каждому виду продукции в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности торгового предприятия;
· учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в дан­ной зоне деятельности торгового предприятия.
Ассортиментный минимум (перечень) - минимально допустимое количество видов продукции повседневного спроса, определяющих профиль розничного торгового предприятия.
Оптимальный ассортиментный набор предусматривает состав продукции установленного спроса, возможность введения в ассор­тимент продукции импульсивного спроса и обновления продукции альтернативного спроса.
Представительный ассортиментный набор - это набор демонстра­ционных изделий в торговом зале, содержащий весь ассортимент данной группы продукции,
Виды ассортимента:
· простой - набор продукции, представленный небольшим коли­чеством групп, видов и наименований, удовлетворяющих огра­ниченное число потребностей потребителей;
· сложный - набор продукции, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих разнообразные потребности потребителей;
· групповой - набор однородных видов продукции, объединенных общностью признаков;
· видовой - набор продукции различных видов и наименований;
· марочный - набор продукции, относящейся к одному виду ма­рочных наименований;
· развернутый - набор продукции, включающий значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородной про­дукции, но отличающихся индивидуальными признаками;
· сопутствующий - набор неосновной для данного торгового пред­приятия продукции, выполняющий вспомогательные функции;
· смешанный - набор продукции разных групп, видов, наимено­ваний, отличающихся значительным разнообразием функци­онального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих продовольственной и непродоволь­ственной продукцией;
· оптимальный - набор продукции, удовлетворяющий реальные потребности с максимальным эффектом для потребителя при минимальных затратах на ее разработку, производство и доведение до потребителя;
· реальный - набор продукции, имеющийся на конкретном тор­говом предприятии;
· прогнозируемый - набор продукции, который удовлетворяет пред­полагаемые потребности потребителей.
Показатель ассортимента - количественное выражение свойств ассортимента; при этом измеряется количество видов и наимено­ваний продукции.
Свойства ассортимента:
· устойчивость (стабильность) - обеспечение постоянного ассор­тимента продукции всех групп, подгрупп, видов и разновиднос­тей в торговом зале предприятия;
· рациональность - способность набора продукции наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности различных потребителей;
· гармоничность - свойство набора продукции разных групп, ха­рактеризующее степень их близости.
Стабилизация ассортимента - состояние набора продукции, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.
Гармонизация ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора продукции, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному ассортименту или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующих потребностям потребителей.
Обновление ассортимента - способность набора продукции удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых видов продукции.
Сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора продукции за счет уменьшения его широты и полноты.
Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения набора продукции за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.
Категория: Организация сбыта продукции | Добавил: DMS (01.01.2011)
Просмотров: 2132 | Теги: НОМЕНКЛАТУРА И АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИ | Рейтинг: 0.0/0